Главная страница
Обратная связь
Состав:
NaCl — 100%
Соль: история и факты
СОЛЬ
ИСТОРИЯ И ФАКТЫ
меню

Человек узнает соль

Пламя костра освещало вход в пещеру, нависшие над ним скалы и ветви деревьев. Вокруг костра сидели люди. Тела их были покрыты звериными шкурами. Около мужчин лежали луки, стрелы с кремневыми наконечниками и каменные топоры. Дети собирали сучья и подбрасывали их в огонь. Женщины поджаривали над огнем только что освежеванную дичь, и мужчины, уставшие на охоте, ели это полусырое, обсыпанное золой мясо с приставшими к нему угольками.

Люди, еще не знали соли, и им нравилась зола, которая придавала мясу приятный, солоноватый вкус.

Люди тогда еще не умели добывать огонь: он попал к ним случайно от зажженного молнией дерева или от раскаленной лавы вулкана. Постепенно они научились хранить тлеющие угли, раздувать искры, научились поджаривать мясо, воткнув его на палку и держа над огнем. Оказалось, что мясо не так быстро портится, если его подсушить над костром, и долго сохраняется, если повисит некоторое время в дыму.

Пока мужчины охотились, женщины бродили по лесу, пробовали разные ягоды и коренья, и все, что им нравилось на вкус, приносили к пещере. Чтобы хранить плоды и коренья, они стали плести из травы и прутьев корзинки. А чтобы зерна не просыпались, они замазывали щели между прутьями мокрой глиной. Для просушивания такие корзинки вешали над огнем. Иногда прутья сгорали, а обожженная глина оставалась. Так были получены первые глиняные горшки. А научившись делать посуду, люди стали иначе питаться. В горшок с водой и мясом клали раскаленные на огне камни, вода закипала, и мясо от камней иногда приобретало приятный солоноватый вкус.

Прошли века. Люди научились сажать зерна и собирать небольшой урожай. Растирая зерна между камнями, они получали муку и пекли на раскаленных камнях лепешки. Чтобы придать им приятный вкус, лепешки посыпали золой из специально собранных растений.

Такой же вкус, но еще более острый, придавал пище белый порошок, который женщины случайно находили на камнях у берега моря или на берегах соленых озер.

Мясо, натертое белым порошком, долго сохранялось, так же как провяленное на огне или в дыму костра. Поэтому белый порошок очень ценился и его стали искать.

Так соль вошла в жизнь человека.

Знакомство с солью в разных местах могло происходить по-разному. Охотники, выслеживая дичь, замечали, как дикий олень или лось лизал в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял ни в руках, ни на солнце. А когда охотники пробовали его языком, подражая животному, то ощущали необычайно приятный и острый вкус. Они отламывали куски камня и уносили его с собой. Это была каменная соль.

Так научились люди есть мясо и употреблять соль. Это было гораздо приятнее, чем есть золу. Иногда, утоляя жажду, люди находили соленый источник и замечали соленый вкус морской воды. Они макали в нее пищу, лизали каменную соль, и после мяса, съеденного с такой приправой, люди чувствовали себя бодрее, ощущали прилив новых сил и усталость проходила скорее.

Кусок соли делался драгоценностью племени. При каждой еде люди лизали соль, а когда она кончалась, отправлялись на ее поиски. Постепенно женщины научились растирать соль в порошок и посыпать ею пищу.

Открытие соли и начало ее употребления было эпохой такого же значения, как знакомство человека с земледелием. Почти одновременно с добычей соли люди научились собирать зерна, засеивать участки земли и собирать первый урожай. И хотя хлебные зерна содержат мало поваренной соли, не то что мясо и кровь животных, земледелие продолжало развиваться. Следовательно, человек нашел способ удовлетворять солевой голод, который не ощущался при мясном питании. Человек научился добывать соль. С золой растений, которой первоначально посыпались лепешки и мясо, человек, кроме полезных солей, поглощал гораздо большее количество вредных веществ.

Случай или инстинкт заставил людей выбирать растения, содержащие больше соли — солончаковые и растущие у морских берегов или у соленых источников. Аристотель и Плиний сообщают об обычае умбрийцев есть золу солончаковых растений как о первой попытке добывать заменитель поваренной соли. Но с переходом к растительной пище этот способ уже не мог удовлетворять потребности в соли, и человечество научилось разыскивать настоящую соль.

Понадобились тысячелетия, чтобы человек, уже знакомый с огнем, научился его добывать из кремня или трением одного куска дерева о другой. И много времени прошло, пока люди научились добывать соль. Десятки тысячелетий протекли с тех пор, как человек научился делать орудия из камня, до периода, когда он стал пользоваться металлами, научился плавить руду и ковать бронзовое оружие.

И за весь этот громадный промежуток времени огонь был лучшим помощником человека, а соль — его любимым лакомством. Огонь делал пищу удобоваримой. Соль делала пищу вкусной. Огонь согревал и защищал человека от зимней стужи, соль придавала ему силу и бодрость.

Пища человека постепенно делалась разнообразней. Люди научились сеять хлеб, собирать плоды и коренья; приручили домашних животных и стали пить молоко. Мяса стали есть меньше, и потребность в соли усилилась.

Собирая соль, люди заметили, что солнце высушивает водоемы, и если в них была соленая вода, то на дне оставался белый осадок. Следовательно, соль рождалась силой солнца. Но огонь жжет, как солнце! Не может ли и он родить соль?

По-видимому, так думали люди бронзового века, и, поливая горящие поленья соленой водой, они собирали осевшую черную соль и ели ее с золой и углем, посыпая этим грязным порошком свою пищу.

Однако были народы, которые совсем не знали соли.

Гомер говорит в «Одиссее»:

«Странствуй... пока не придешь в страну смертных, которые моря не знают и никогда не пробовали пищи, приправленной солью...»

Из истории известно, что соли почти не было в глубине древних материков и население обходилось без нее. Это были главным образом охотничьи племена, которые, как и первобытные люди, почти исключительно питались мясом и кровью животных. Кровь же и мясо содержат в себе много поваренной соли.

По сведениям Саллюстия, нумидийцы не знали соли и заменяли ее мясом, кровью и молоком.

Многие племена Центральной Африки, Северной Америки, Новой Гвинеи и Австралии до прихода европейцев никогда не видали соли. Они заменяли ее золой солончаковых растений, водорослями, морской водой и кровью животных.

Насколько сильна потребность в крови при питании только растительной пищей, показывают многочисленные обычаи, сохранившиеся у современных нам племен. На западном берегу Африки жрецы некоторых племен должны питаться исключительно растительной пищей, но им разрешается употребление свежей крови животных, которая заменяет отсутствующую соль.

Ботокуды, древние обитатели Бразилии, не знавшие соли, пили кровь как лучшее лакомство.

Силы природы первобытному человеку были непонятны, и человек стал поклоняться им как божествам. Солнце было божеством, которое давало тепло и свет, а следовательно — жизнь. Человек любил солнце, но в то же время и боялся его.

Солнце могло быть не только милостивым, но и свирепым. Оно выжигало землю, посылало гибель, превращало цветущие луга в пустыни. Разъяренное божество никого не щадило, и древние славяне-язычники называли солнце богом Ярилой (ярость), Солнце могло, рассердившись на людей, совсем уйти с неба; тогда на долгие дни и недели небо закрывалось тучами, наступали холода и дожди, и все живое страдало. Чтоб умилостивить и задобрить бога солнца, который давал жизнь, люди стали приносить ему жертвы.

Огонь, который давно служил на пользу человеку, который светил и согревал, как солнце, обжигал глину для выделки сосудов, плавил металлы для оружия, отгонял ночью диких зверей от жилья и приготовлял пищу, мог также причинить большой вред и мог уничтожить все, что было сделано человеком.

И первобытный человек склонялся перед богом солнца и богом огня, которых он любил, сознавая, сколько благ они давали, и со страхом молил о пощаде, зная их разрушительную силу.

Так солнце и огонь, как всякий священный предмет, с глубокой древности получили в сознании человека двоякое значение: положительное и отрицательное.

В то же время первобытный человек заметил, что соль делает пищу вкусной и что соленая пища придает ему больше сил. Кроме того, люди видели, что мясо, натертое солью, не гниет и сохраняется так же долго, как мясо, провяленное на солнце или прокопченное в дыму костра. Постепенно люди научились после охоты натирать мясо солью, чтобы сохранять его впрок. Таким образом, соль, дающая силы и сохраняющая мясо, стала считаться у первобытных людей тоже одним из источников жизни. Приравненная по своему значению в хозяйстве первобытного человека к огню и солнцу, соль стала священной.

Но, с другой стороны, человек видел, что на почве, пропитанной солью, не растут ни деревья, ни травы и что в густо соленой воде не живут ни рыбы, ни раковины. Обилие соли уничтожало жизнь; и соль стала считаться нечистой, проклятой.

Поэтому, начиная с самого древнего времени, отношение к соли стало развиваться в двух направлениях: «священная» соль сделалась символом вечности, непорочности и постоянства, «проклятая» соль стала символом бесплодия, оскудения и зла. С одной стороны, соль очищала своей святостью, с другой — оскверняла своей магической нечистотой.

Во Франции «соление» детей практиковалось еще в XVIII веке. Известно, что на новорожденного виконта Де-Буаза потратили 12 фунтов соли. Ребенок пролежал в соли целые сутки, и после этого у него слезла вся кожа, но зато «он был очень здоров всю жизнь», как говорил один из его современников